Знаете, какой препарат я могу угадать сходу, когда приходят пациенты с типичными жалобами при близорукости , будто то родители с ребенком или студент?
Они все начинают говорить: “Да, доктор мне что-то назначал. Кажется, что-то на “Н”, а может быть что-то заканчивающееся на “френ”? Да, ещё месяц капали, такие “щипучие”?”
Наверное, половину моих читателей уже поняли о чём идёт речь – это всеми “любимый” Ирифрин или Неосинефрин, но реже действующее вещество этих препаратов — фенилэфрин.
Зачем этот препарат могут назначать?
Часто этот препарат назначают для поддержания правильной работы “фокусировочный” мышцы, для торможение развития близорукости и в общем-то еще много разных ситуаций, когда детям его назначают.
Давайте попробуем разобраться, какой механизм действия этого препарата. Препарат является симпатомиметиком прямого действия, его действие приводит к сокращению мышцы расширяющие зрачок, вторично сужаются артериолы конъюнктивы.
Тут хотелось бы остановиться более подробно…
Многие пациенты путают с расширением зрачка — в связи с тем, что наступило расслабление фокусировочной мышцы — это один эффект, называется это циклоплегия.
Еще раз — есть препараты, которые воздействуют на фокусировочную мышцу, «насильно» расслабляя или даже парализуя ее, это приводит к побочному действию — расширению зрачка.
И второй момент — есть препараты, которые не имеют влияние на фокусировочную мышцу, но воздействуют как раз-таки на мышцы, расширяющие зрачок. Это называется мидриаз.
Зачем нужны два этих состояния?
Медикаментозный мидриаз может потребоваться в тех случаях, когда необходимо осмотреть детали заднего отрезка глаза, например сетчатку, при этом не оказать воздействие на фокусировочную мышцу, и чтобы эффект был кратковременным, т.е несколько часов.
Циклоплегия же нужна, для того, чтобы исследовать рефракцию глаза(степень дальнозоркости, близорукости, астигматизма), узнать скрытые патологии, иногда это требуется в лечении острых состояний. Но так или иначе, циклоплегия длится существенно дольше, чем мидриаз.
Надеюсь, мне не придётся повторять, и теперь вы точно все уяснили, что препараты фенилэфрина не обладает циклоплегическим эффектом. А действуют скорее как мидриатик, приводя к расширению зрачка, и то не у всех пациентов.
В этой заметке я бы не хотел разбирать ” а зачем же его тогда назначают?”. Я просто озвучу некоторые свои мысли и некоторые вопросы, а вы уже сами подумайте. И может быть даже мне на них ответите.
Офтальмологией я начал заниматься примерно тогда же, когда поступил в медицинский университет, а это было начало двухтысячных, так вот в то время у нас был препарат, который назывался мезатон.
Это в общем-то и есть фенилэфрин, стоил он когда-то какие-то копейки, может быть рублей 50 или 70 на нынешние деньги. В то время я жадно хватал информацию и, по возможности, присутствовал на приеме у всех офтальмологов, которых встречал на своем пути.
Так вот за то время, что я был у них “на стажировке”, я только однажды слышал о необходимости назначения мезатона пациенту, в виде капель. Конечно, тогда тонкостей я не знал, поэтому не могу сказать, для чего это было сделано. Ну суть в общем-то в том что, в те времена фенилэфрин не был нужен офтальмологам.
Потом в моей терапевтической офтальмологической практике был перерыв, я уже жадно ввязался в хирургию, выстаивая по 8-10 часов за ассистенским микроскопом и как-то совершенно упустил “начало конца”.
Одна из фармакологических компаний очень удачно и рьяно начала продвигать фенилэфрин в красивой упаковке рублей за 500/флакон.
Странным образом, во многих документах, рекомендующих, как лечить близорукость, дальнозоркость, астигматизм и даже косоглазие – начали появляться рекомендации необходимости назначения препарата фенилэфрина. При этом адекватного объяснения механизма его работы в тех или иных заболевания не было.
Представители фармакологических компаний стали всё чаще навещать медицинские учреждения с целью напомнить о чудодейственном фенилэфрине. А первое большое путешествие на международный конгресс, поразившее меня масштабами — стало одним из первых моих разочарований в отечественной офтальмологии.
Не могу рассказать всего, чего хотелось бы рассказать по этой теме, потому что тягаться с такими фармакологическими гигантами, как популярный производитель — точно не по мне. Могу сказать лишь одно, что побывал на сателлите (мини-конференция внутри конгресса), посвященный применению фенилэфрина в детской практике, выглядел не иначе как “секта”.
Если бы сидящие в президиуме, встали за кафедру, свои высказывания сократили бы до емких лозунгов, эмоционально окрашенных — это может быть и выглядело бы более комично, но пардон, было бы куда лаконичнее.
В завершении хотелось бы резюмировать, что мои попытки найти исследования на тему применения фенилэфрина в торможении близорукости не увенчались успехом.
Более того, в качестве препарата, расслабляющего фокусировочную мышцу, его используют только на территории России и бывшего СНГ. Я не знаю, почему так происходит, может быть вы мне ответите.
Хотел бы обратить ваш внимание: будьте критичны и категоричны к назначениям, если вы видите, что вам, соседскому ребенку, сыну подруги и другим детям назначают одно и то же лечение – возможно вам попался не супер чудодейственный препарат, а совсем наоборот?